+357-96165010
+79774631770, +79256172086
info@heliostrustsolutions.com

Заказ обратного звонка

Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для Вас время!

Заказ обратного звонка

Мы вам перезвоним в ближайшее время.

РЕГИСТРАЦИЯ КОМПАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КИПР
И ИХ ПОЛНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

ГлавнаяЗаконодательство → «Закон о КИК»: основные моменты

«Закон о КИК»: основные моменты

Закон о КИК

В 2015 в России произошли изменения в действующем российском законодательстве, которые серьезно изменили налоговый режим зарубежных компаний.

В частности, рассмотрим основные изменения в Налоговый Кодекс РФ, внесенные Федеральным законом № 376 от 24.11.2014 года. А именно, была добавлена глава 3.4, - «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица», устанавливающая новые нормы при налогообложении доходов контролируемых иностранных компаний (КИК).

Согласно нормам данной главы, субъекты (физические и юридические лица), владеющие акциями либо долями в зарубежных компаниях обязуются декларировать свои доходы в РФ. При этом, данная обязанность возникает помимо участника компании, также у любого контролирующего иностранную организацию лица.

В соответствии с НК РФ, контролируемой иностранной компанией (КИК) является иностранная компания, не являющ-ся резидентом РФ, контролирующим лицом которой является налоговый резидент РФ. Таким образом, зарубежная компания равносильна российской компании, реальное управление которой осуществляется за пределами терр-ии РФ.

С 2017 года, контролирующим лицом будет признаваться физическое либо юридическое лицо, доля участия которого в УК организации составляет более 25%. В случае, если же общая доля налоговых резидентов РФ в УК иностранной компании составляет более 50%, то таким лицом признается субъект (физ. или юр. лицо), доля которого составляет более 10%. Это важный момент при построении структуры иностранной компании, если налоговый резидент РФ планирует участвовать в управлении иностранной компанией.

Что имеется ввиду под «контролем»?

Законодатель определяет это понятие прежде всего как оказание либо возможность оказывать влияние решения, принимаемые КИК в плане распределения полученного дохода (прибыли) после налогообложения в силу прямого либо косвенного участия в такой организации, либо наличие участия в договоре, предметом которого служит управление этой организацией, либо иных отношений между лицом и организацией.

Если контроль иностранной компанией-нерезидентом РФ осуществляет налоговый резидент РФ, при этом не владеющий ею напрямую, то такая компания подлежит налогообложению.

Что имеется ввиду под «налоговым резидентством»?

В соответствии с нормами Налогового Кодекса РФ, налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, находящ-ся на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12-ти последующих месяцев.

При этом, сам период нахождения физ. лица на территории РФ не прерывается, если физ.лицо например покидает пределы территории РФ в целях краткосрочного (менее шести месяцев) лечения/обучения либо исполнения трудовых или иных обяз-тей, связанных с выполнением работ/оказанием услуг на морских месторождениях углеводородного сырья.

Таким образом, чтобы налоговые органы не признали Вас налоговым резидентом России, то необходимо также находиться вне территории России более 183 дней.

Существует и другой вариант. Например, можно организовать управление офисом за рубежом, то есть вне территории РФ, что в свою очередь сильно увеличивает вероятность непризнания налоговыми органами РФ организации резидентом другого государства.

Какая наступает ответственность в случае неуведомления о КИК?

В соотв. с п.1 ст.129.6 НК РФ, непредоставление уведомления о КИК либо если такое предоставление было предоставлено с недостоверными сведениями, грозит штрафом до 100 000 руб. по каждой незаявленной КИК.

Если же не было предоставлено уведомление в налоговые органы в отношении участия в КИК либо если также такое уведомление было недостоверным, то это наказывается штрафом 50 000 руб. по каждой КИК (п.2. ст.129.6 НК РФ).

Если физ.лицо либо юридическое контролируемое лицо не выполнило обязательств по уплате/совершило неполную уплату суммы налога в рез-те не включения в налоговую базу доли прибыли иностранной организации, то это повлечет за собой взыскание штрафа в размере 20% (но не менее 100 000 руб.) от суммы невыплаченного налога в отношении прибыли КИК, которая подлежит включению в налоговую базу по НДФЛ (для физ.лиц) либо в налоговую базу по налогу на прибыль (для юр.лиц).(ст.129.5 НК РФ).*

*нормы данной статьи применяются за нарушения, которые могут быть совершены за налоговый период, начиная с 2018 г.

Срок исковой давности в целях привлечения к ответственности за налоговые нарушения составляет 3 года.

КИК в отношении Кипра

КИК в отношении Кипра

Приблизительно начиная с сентября 2018 г. ФНС России может получать данные клиентах-резидентах РФ кипрских банков.

Кипр опубликовал официальный список стран, с которыми планируется совершать обмен информацией. В частности, одной из этих стран стала Россия.

В первую очередь, данный обмен коснется и российских бенефициаров, владеющих пассивными компаниями. Под пассивными компаниями имеются ввиду те, где более 50% доходов составляют дивиденды, а также проценты, роялти, доход от сдачи в аренду недвижимости и другие доходы.

Помимо этого, налоговые органы могут получать информацию о физ.лицах и их счетах в банках Кипра, а также подразделениях иностранных банков, которые работают также на территории Кипра. ФНС РФ сможет видеть информацию по счетам и соответственно увидит, что например организация на регулярной основе получала инвестиционный доход с территории РФ. Также, по запросу можно будет проверить непосредственно саму обоснованность применения нулевой ставки применительно к Соглашению об избежании двойного налогообложения с Кипром. Таким образом, органы смогут отследить были ли предоставлены налоговыми резидентами РФ данные об их контролируемых организациях за рубежом.

Помимо этого, Россия подписала Соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией. Согласно нормам данного Соглашения, власти РФ будут также передавать сведения в отношении иностранных налоговых резидентах в др. страны, которые также подписали данное Соглашение.

Важно заметить тот факт, что публикации не будет подлежать перечень стран, с которыми та или иная страна будет осуществлять автоматический обмен. По большому счету, каждой стране предоставлено право выбирать, с кем из остальных участников (подписантов) будет осуществляться обмен. То есть, право определять страну, в которую необходимо будет направить информацию о банковских счетах нерезидентов, это будет оставаться на усмотрении каждой страны. Выбор той либо иной страны на включение в обмен будет зависеть от уровня заинтересованности, взаимности и желания в предоставлении такой информации, а также от политических и экономических отношений между странами.

Таким образом, хоть и подписание Соглашения об обмене информацией носит обязывающий двусторонний характер между странами, но по факту на практике уровень автоматического обмена между РФ и Кипром будет зависеть, прежде всего, от совпадения намерений каждой определенной страны осуществлять обмен в отношении друг друга.

По вопросам применения "закона о КИК", наши специалисты Helios Trust Solutions помогут Вам разобраться как применять новые нормы российского налогового законодательства применительно к Вашей ситуации!