КИПР НА ПУТИ ВВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Использование объектов права интеллектуальной собственности всегда было важным инструментом международного налогового планирования. Злоупотребление этим инструментом вылилось в недовольство многих государств, недополучающих налоговые платежи из-за таких злоупотреблений. В связи со сложившейся ситуацией, ОЭСР предпринимает ряд мер в выработке новых стандартов в сфере налогообложения прибыли, полученной правообладателями в результате реализации ими права интеллектуальной собственности. Внедрение этих стандартов происходит повсеместно в Европе, не стала исключением и Республика Кипр.
Так, в связи с давлением со стороны ОЭСР и требованием организации следовать так называемому «Плану борьбы против размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения» (план BEPS), в начале нового года власти Республики Кипр официально подтвердили своё обязательство пересмотреть в 2016 году режим налогообложения прибыли от реализации права интеллектуальной собственности.
На сегодняшний день режим налогообложения прибыли от объектов права интеллектуальной собственности на Кипре является самым привлекательным среди стран Европейского Союза. Этот режим был введён ещё в 2012 году, когда правительство Кипра пролоббировало поправки в местное законодательство. Был установлен набор льгот для компаний-держателей прав интеллектуальной собственности, получивший условное название "IP-box" (Intellectual Property box), в соответствии с которым эффективная ставка налога на доходы от реализации права интеллектуальной собственности составляет всего 2,5%.
Теперь ожидается, что власти Кипра ужесточат условия предоставления льгот. Предполагается, что право на подобные льготы будут иметь только те субъекты, которые понесли основные расходы на разработку или создание объектов права интеллектуальной собственности на территории Республики Кипр. Такими расходами могут быть затраты на научно-исследовательскую деятельность, проведение испытаний, производство аудиовизуальной продукции и т.д. Точнее о правилах сказать пока ничего нельзя, поскольку на данный момент соответствующее законодательство находится на стадии разработки. Однако, описанный выше подход соответствует общей логике требований ОЭСР по аналогичной проблематике в других странах.
В связи с ожидаемыми изменениями в кипрском законодательстве в части регулирования налогообложения прибыли, полученной от реализации права интеллектуальной собственности, наши специалисты внимательно изучают опыт других европейских стран. Весьма вероятно, что данная юрисдикция утратит прежнюю привлекательность для бизнеса, так как в результате приведения законодательства в соответствие с требованиями ОЭСР, исчезнет ряд основных преимуществ, в первую очередь простота использования. Одновременно с этим мы считаем, что списывать Кипр со счетов в качестве инструмента международного налогового планирования преждевременно. Ужесточение контроля в налоговом законодательстве происходит повсеместно, а налоговое законодательство Кипра, даже в ужесточённом варианте, продолжает оставаться одним из самых либеральных. Усложнение же процедур, ни каким образом не скажется на эффективности бизнеса, просто может усложниться работа юристов.